КОПИРАЙТЕР О РАЗРАБОТКЕ НАЗВАНИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ НЕЙМИНГА


     Разработка названия для товаров, продуктов и услуг – это редкая возможность, объединяющая вызовы и возможности.
Если вы хотите разработать название, которое станет локомотивом вашего успеха, рассмотрите следующие шаги:
- Клиент. Четко определите, что представляет собой клиент, и как будет приниматься окончательное решение.
- Акционеры (владельцы). Кто, кроме заказчика, заинтересован в успехе этого проекта? Что вы ожидаете от них и что они ожидают от вас?
- Проект. Не расслабляйтесь: разработка названия - это серьезный проект.  Он требует массу усилий и времени, и к нему должно относиться с полным вниманием. Подобного рода проекты порой требуют командной работы, поэтому не надорвитесь и ни в коем случае не занимайтесь этим в свое свободное время.
- Бриф. Затребуйте у клиента полноценный бриф, и убедитесь в том, что цели проекта понятны и однозначны. Помните: правильно оформленный бриф – это главное и порой единственное обоснование вариантов названий, которые вы предложите.
- План. Процесс нейминга не заканчивается выбором названия. Это – только начало. Заранее продумайте процесс проверки и юридической защиты придуманного вами названия.


Успешный метод нейминга - секретное оружие копирайтера


      Опытные копирайтеры часто используют особый метод, помогающий придумывать названия. Его принцип основывается на работе с категориями и типами названий.
Вот несколько примеров подобных категорий:
- Описательные названия.
Как следует из заголовка, данные названия описывают определенный продукт или услугу. Например, «Коптильни Севрюгова». Подобного рода названия просты и доходчивы. Но, как правило, описательные названия обычно достаточно длинные.
- Искусственные слова/Неологизмы.
Названия этого типа представляют собой изобретенные слова. Они могут звучать абсолютно бессмысленно, либо у потребителя может возникать какой-то ассоциативный ряд. Подобные названий могут образовываться путем сокращения слов (например, ПЕРЛАМУР), созданием комбинаций (например, OXYJET(ОКСИДЖЕТ)) или просто конструированием слова из произвольных гласных и согласных (например, ИМАН).
- Эмоциональные названия.
Названия данного типа передают определенную эмоцию или ощущение, возникающие при использовании продукта. Примером подобной категории может служить название поисковика Yahoo!
- Наводящие/намекающие названия.
Данный тип названий вызывает ассоциации с каким-то свойством или преимуществом продукта. Например, леденцы «Кислорот»: данное название однозначно дает понять, какого вкуса вы можете ожидать от этого лакомства.
- Произвольные названия.
Названия подобного рода достаточно нестандартны, ибо не имеют прямой связи с называемым продуктом или услугой. Хорошим примером произвольного названия является Apple. Это всем известная компания, никаким боком не имеющая отношения ни к яблокам, ни к фруктам, ни к сельскому хозяйству - и вообще к природе.

Используя метод категорий и групп, будет нелишним вовлечь в него как можно большее количество людей - владельцев, управленцев, рядовых пользователей, клиентов, коллег. В процессе дальнейших поисков вам могут помочь следующие приемы:

- Для вдохновения пользуйтесь словарями и тезаурусами
- Создавайте из слов пары
- Смотрите на названия конкурентов и анализируйте принцип их создания
- Подумайте, как ваше название может быть переведено на иностранный язык.

Вот краткий список доступных вам техник:

Метод                           Бренд

Аллитерация               Coca-Cola
Оксюморон                 Обыкновенное Чудо            
Комбинация                Тюнинград             
Тавтология                   Royal King
Эпоним                        Голицынские бани
Описание                     Институт Экономики и Финансов
Синекдоха                    Русская Мука
Рифма                           GUT PRODUKT
Пропуск                        NRG
Аббревиатура               IBM
Бэкроним                      KFC
Имя основателя            Коркунов
Классические корни    Пентиум
Произвольное               Красный Куб
Репликация                   Саатчи&Саатчи

Пара слов о юридической защите названия

Вы можете оказаться не первым, кто придумал понравившееся вам название. Чрезвычайно важно провести исследование на предмет оригинальности названия и потом его правильно зарегистрировать – до того, как вы начнете его широко использовать. Во многих случаях имеет смысл проверить доступность для регистрации аналогичного доменного имени.

Успешного вам нейминга!

К.Стрельников, 2011

Внимание:
Использование данного текста разрешено по принципу “as is", то есть без редактирования и сокращений, с обязательным указанием имени автора и ссылки на оригинальную публикаци
ю.